Пятница, 29.03.2024, 10:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [8]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
британские кошки Агаша и Радость
Главная » Статьи » Мои статьи

Байдучиха (рассказ)

Как вы думаете, почему деревенские дома не имеют черного пола? Полы настилаются так: снизу балки пришивается «черный» пол, а сверху – белый. Пространство между ними заполняется теплоизоляционным материалом. Это для того, чтобы в доме было тепло и не тянуло холодом из подвала. Так вот - деревенские дома черного пола не имеют. Я думал сначала, что все это от отсталости и недомыслия наших предков в домостроении. Однако - никак нет. Русский народ именно с помощью избы, сложенной в «лапу» или в «обло», завоевывал огромные суровые пространства Сибири, Арктики и Дальнего Востока. А от Псковских земель «есть, пошла русская земля».

Не догадались, почему нет черного пола? Я тоже не сразу догадался. Все очень просто: чтобы подтапливался подвал из комнаты, а в подвале – картошка запасенная лежит и свекла с морковью, и соленья разные. Именно в таком, в начале ХХ века срубленном, доме жила наша соседка Валентина Никандровна Степанова, или Стяпанова, как называли себя все жители деревни Нижние Пеньки, с упором на я. В этом деревенское «общество» подчеркивало особый шик своего патриархального происхождения от некоего «Стяпана».

Еще несколько забавных оборотов местного диалекта: особа женского пола от 5 до 60 лет – «дочушка», особа мужеска пола от 5 до 60 лет – «мáлец». Так вот, жила-поживала  баба Валя, в своем дому вырастила двоих сыновей - тоже Стяпановых, - дождалась мужа с войны, вела хозяйство, похоронила мужа, дети разъехались. Познакомился с ней как раз в пору ее 78-летия. Причем на вид, да и по отношению ее к сельскому труду, более 60 лет ей не дашь. «Двужильная» - называли ее в деревне. Еще бы – почитай, всю жизнь отработала она в колхозе.

Оставшись в деревне одна, без сыновей, баба Валя в одиночку поднимала 1,5 га пашни и обрабатывала полгектара покоса. Не слабо, если кто понимает. Насколько тяжел крестьянский труд, я испытал на себе, когда баба Валя давала мастер-класс по обурке ржи – вязке снопов. Попутно рассказывала мне, как в старое время ценились умелые и сноровистые женщины (см. картину Венецианова «Жнецы»). После десяти снопов я откровенно сдох и запросил пощады. «Не мужицкое это дело – снопы вязать, - приговаривала баба Валя, играючи увязывая пятидесятый сноп. - У мужика спина слабая». «А какая мужская работа?» - спрашиваю. «Да сколь угодно – косить, пахать, по дрова, в рыбу, на охоту, - неспешно, слегка нараспев, говорит она.

Смотрю я на нее – на натруженные руки, доброе, типично славянское лицо, глаза голубые, с усмешкой, ощущаю вечность ее образа русской женщины. Как мне, «дачнику», понять и уразуметь суть корней своих и начала своего народа?

Немного горжусь я тем, что не стеснялась она обратиться ко мне с простейшими вопросами по священному писанию, по географии, помогал я ей с плотницкой и столярной работой, которую понемногу освоил. «Скажи, Алексей, - говорит она мне, - вот много ты видел, по морям-океанам плавал. Земля-то круглая или плоская? А какие негры из себя – как по телевизору или еще какие?» Спокойно беседую я с ней и попутно спрашиваю ее: «А как при немцах жилось?». «Да у нас все, слава Богу, спокойно было, а в Болготове партизаны были, там тяжело приходилось».

Забавно наблюдать было, как общается она со своими домашними животным: с курами, гусями, свиньями, говорит им что-то, ругает их, хвалит, будто все понимает домашняя животина. Очень органично было все, естественно, будто тысячу лет назад вот так же женщина говорит курам - «цыпа-цыпа», а гусятам – «тега-тега»…

Лучшая подруга бабы Вали была, разумеется, корова (догадайтесь с двух раз, как зовут - Зорька или Ночка?) Тут уж подлинный диалог двух личностей. Корова - та тоже с характером: не понравился ей бык - и не подпустила к себе его, как ни уговаривала ее выйти замуж по расчету баба Валя.

Вся деревня переживала, когда Валькина Зорька поранила себе вымя, долго мучилась и осталась с исправными двумя сосками, как коза какая.  «Ничего, Зорюшка, - приговаривала баба Валя, - мы и двумя сосками Райкину корову по надою обставим…» Долго, как по человеку, горевала она, когда все же Арсентьич, ветеринар, после долгих раздумий и двух стаканов водки приговорил корову и отправил на мясо.

Ездили мы с ней Болготово на церковное кладбище, где поправил я немного могилу мужа ее, поставил скамейку. Оставив бабу Валю одну, пошел пройтись по деревне, осмотрел старую деревянную церковь, поговорил со священником, отцом Иоанном…

Вернулся я за бабой Валей и понял, что случилось что-то с ней, пока не было меня, и слова ее последние не мне предназначались: «Скоро свидимся мы с тобой…»Уехал я тогда вскорости на Север в очередную навигацию, а по возвращении через год узнал, что умерла подружка моя баба Валя - Байдучиха, как называли ее в деревне.

Грустно мне даже не от того, что в свое время тихо и покойно отошла от нас баба Валя, добрый товарищ мой, а от того, что добро ее, что наживала она для внуков своих, сыновья ее пустили прахом, а попросту пропили.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: agasha (04.12.2007)
Просмотров: 720 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Создать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2024